Превосходный оратор в мировой истории, государственный деятель Римской империи Марк Туллий Цицерон славился тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, а воспроизводил текст по памяти.
В честь Цицерона и был назван метод, который является, пожалуй, самым древним из всех существующих техник запоминания.
Этот метод так же носит название «Метод мест» или Римская комната.
Принцип его в том, что запоминаемые единицы информации необходимо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию.
Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям. Он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем.
Главное в использовании этого метода - последовательность обхода комнаты, иными словами, нужно соблюдать последовательность мест, на которых Вы будете размещать свою информацию, то есть - подготовить опорный список мест.
Запоминая последовательность элементов методом Цицерона первый раз, можно попробовать пройти по комнате реально, как и он, при этом расставлять элементы мысленно.
Начните со своей комнаты, как с самой знакомой. Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т.д. по часовой стрелке.
Когда будет достаточно опыта в применении метода Цицерона, можно задействовать все больше и больше предметов в комнате, то есть появится больше мест для размещения элементов списка, а пока ограничьтесь самыми заметными предметами в комнате.
Используйте последовательно все предметы, которые, в есть в комнате и всегда находятся в одном и том же месте: замок, диван, картина, бра, софа, карниз, шторы, подоконник, книжные полки, стол.
Кроме последовательности слева направо соблюдайте последовательность сверху вниз (если два предмета находятся один под другим).Связывать элементы запоминаемого ряда с предметами комнаты надо при помощи ассоциаций.
Пример запоминания списка предметов в определенном порядке:
Ряд слов: сыр, щенок, пластилин, линейка, градусник, письмо, лужа, лес.
Размещаем их последовательно, в квартире, начав с коридора. Стараемся использовать необычные связи для того, чтобы воспроизвести этот ряд даже спустя долгое время. Сыром «закрываем» щель в замке, щенка «сажаем» около двери в левый угол. Но чтобы не забыть эту стандартную связь, представляем, как он начинает грызть плинтус, и «запрещаем» ему это делать.
Пластилином «заклеиваем» все зеркало, что бы не было видно отражения. Линейку «прикрепляем» к дверцам шкафа, теперь она не дает им открыться. Градусник «ввинчиваем» вместо лампочки в люстру.
На пути к двери в комнату «вставляем» письмо в промежуток между дверью и косяком. Слева в комнате у стены стоит маленький диванчик, представляем, что он стоит в луже и его ножки вот-вот размокнут.
Осталось связать книжные полки и слово "лес". Представляем, как перед книжными полками «вырастает» лес, ветки деревьев проходят между книгами, а самих книжных полок почти не видно.
Главное перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим. Если поступать таким образом, то при воспроизведении можете допустить ошибки.